Проект
«Школа правового просвещения»
Срок реализации: 2021-2022 гг.
Общие положения
Право-воспитательная деятельность среди несовершеннолетних имеет важное предупредительное значение в борьбе с преступностью и правонарушениями. Именно правовая пропаганда направлена на формирование и развитие у молодёжи высоких моральных качеств, воспитание уважения к существующим законам и правилам поведения в обществе, нетерпимости к противоправному поведению.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Учреждение образования – это пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.
В текущем учебном году количество правонарушений, совершённых учащимися лицея, снова возросло, многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются актуальными и требуют дополнительных действий со стороны педагогического коллектива, сегодня необходима более масштабная целенаправленная работа по повышению правовой культуры обучающихся.
Работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашим учреждением образования является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних.
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Актуальность правового просвещения очевидна: она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики, необходимостью формирования у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
Наша задача – осуществлять консультирование учащихся и их законных представителей по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Цель проекта:
- содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания и просвещения обучающихся, субъектов образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Задачи проекта:
- правовое просвещение субъектов образовательных отношений;
- координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;
- формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям;
- популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий;
- организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания;
- создание в лицее социально безопасной среды для подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.
Механизм реализации проекта
1. Проект реализуется в соответствии с Положением, разработанным главным управлением образования Гомельского облисполкома, утверждённым заместителем председателем Гомельского облисполкома Приваловым В.А. (02.03.2020 № 238).
2. В работе проекта принимают участие эксперты:
- заместители председателей КДН,
- сотрудники правоохранительных и судебных органов,
- представители системы здравоохранения,
- представители отделов образования, спорта и туризма,
- представители управления образования,
- представители CПЦ,
- студенты вузов, обучающиеся по специализации юридического профиля,
- и др.
3. Мероприятия в рамках проекта проводятся в течение первой декады каждого месяца по теме, актуальной для учреждения образования или по предложенной тематике.
4. Анонс о дате, месте и времени проведения мероприятия, приглашённом госте (эксперте) размещается на информационном стенде, официальном сайте учреждения образования не позднее первого числа каждого месяца.
5. Информация о проведённом мероприятии размещается на официальном сайте учреждения образования в течение двух дней после его проведения.
6. Форму проведения мероприятия, категорию аудитории (учащиеся, законные представители, педагогические работники) определяет учреждение образования после согласования с приглашённым экспертом.
7. Координатором проекта является ГУО «Гомельский областной учебно-методический центр профессионального образования».
Тематика мероприятий
Месяц |
Тема |
март |
Жизнь вне зависимости (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта) |
апрель |
Профилактика алкогольной зависимости – залог здоровой нации. |
май |
Правомерный досуг. Маршруты выходного дня. |
июнь |
Как не стать жертвой мошенников? Вишинг и фишинг. |
сентябрь |
Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодёжи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов) |
октябрь |
Кибербуллинг (агрессивное поведение в интернет-пространстве )как новая форма угрозы безопасности личности ребёнка |
ноябрь |
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних |
декабрь |
Буллинг в подростковой среде: причины и последствия |
январь |
Семья и брак. Добрачные отношения. Проблема неполных семей и социального сиротства. |
февраль |
Порядок призыва на военную службу. Правовое регулирование воинской службы. |