ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе медиации
1. Общие положения
1.1. Школьная служба медиации (далее – ШМС) является социальной службой, действующей в школе на добровольной основе учащихся, педагогов, родителей.
1.2. ШСМ действует на основании действующего законодательства Республики Беларусь и настоящего Положения.
2. Цели и задачи ШСМ
2.1. целью деятельности ШСМ является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций;
2.2. задачами деятельности ШСМ являются:
2.2.1. проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов;
2.2.2. обучение учащихся, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных конфликтов.
3. Принципы деятельности ШСМ
3.1. принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной встрече;
3.2.принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство ШСМ не разглашать полученные в ходе встреч сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
3.3. принцип нейтральности, запрещающий ШСМ принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что ШСМ не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования ШСМ
4.1. в состав службы ШСМ могут входить учащиеся 7-11-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных встреч;
4.2. руководителем службы может являться педагогический работник, прошедший обучение технологии школьной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы;
4.3. вопросы членства в ШСМ, требований к учащимся, педагогам, входящим в состав ШСМ, функции и обязательства сотрудников службы, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами образовательного учреждения, ШСМ.
5. Права членов ШСМ
5.1. участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
5.2. проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия;
5.3. пользоваться, по согласованию с администрацией школы, постоянным помещением для сборов и проведения примирительных встреч;
5.4. размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
5.5. направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением встреч примирения, разрешением конфликтных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов;
5.6.пользоваться организационной поддержкой административных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении примирительных встреч;
5.7. привлекать психолога, педагога социального и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных ситуаций;
5.8. самостоятельно устанавливать отношения с социальными службами и иными учреждениями и организациями для достижения общих целей.
6. Порядок работы ШСМ
6.1. ШСМ получает информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов ШСМ;
6.2. ШСМ принимает решение о возможности или невозможности организации примирительной встречи в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируется администрация школы;
6.3. в случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная встреча проводится с согласия классного руководителя;
6.4. примирительная встреча начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе;
6.5. во время проведения встреч примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае если ШСМ поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт работников школы;
6.6. переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель ШСМ;
6.7. программа примирения не проводится по фактам правонарушений, преступлений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;
6.8. ШСМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения встреч примирения в каждом отдельном случае;
6.9. если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре;
6.10. при необходимости ШСМ передает копию примирительного договора администрации школы;
6.11. служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственности за их выполнение). При возникновении проблем в выполнении обязательств ШСМ помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, оказывает содействие в социальной реабилитации конфликтующих сторон.
7. Организационная поддержка деятельности ШСМ
7.1. должностные лица школы оказывают ШСМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся;
7.2. администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом ШСМ, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности ШСМ;
7.3. администрация школы содействует ШСМ в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
</article>