Как организовать эффективную методическую работу?
Процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения у воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, прежде всего, нужно помнить, что она формируется личностью самого педагога. А для этого нужно действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на места, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива.
Методическая работа – комплекс мер и мероприятий, направленных на функционирование и развитие субъектов методической деятельности.
По содержанию методическая работа включает следующие составляющие:
-
научно-методическую;
-
учебно-методическую;
-
организационно-методическую.
Таким образом, понятие «методическая деятельность» более широкое, чем «методическая работа», т.к. включает кроме целей и задач, субъектов и направлений деятельности, также процессы, условия, средства.
Определить цели и задачи методической работы – значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.
Целью деятельности любого методического формирования является создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы. Также целями методической работы могут быть:
-
освоить наиболее рациональные методы и приемы обучения и воспитания учащихся;
-
повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагога по организации и ведению УВР;
-
организовать обмен опытом между членами педколлектива;
-
выявить и пропагандировать актуальный педагогический опыт;
-
совершенствовать профессиональное мастерство педагогических кадров;
-
развивать коллективную творческо-поисковую педагогическую деятельность учителей школы;
-
включать учителей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самообразования.
При постановке задач необходимо учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания учащихся, педагогической науки, передовому педагогическому опыту. Необходимо помнить, что задачи формулируются лишь после:
a) проведения анализа деятельности за прошлый год (или за некоторый период времени);
b) диагностики запросов и потребностей субъектов методической деятельности (педагогов);
c) выявления общих для всех субъектов методической деятельности проблем.
Каковы же виды методической деятельности? Они подразделяются на три большие группы:
-
Первая группа характеризуется массовым участием педагогов в методической работе, которой никто не руководит, и она может восприниматься как самообразование:
-
самостоятельное чтение и коллективное обсуждение методической литературы;
-
реферирование книг, пособий, статей;
-
обзоры научной, методической, педагогической литературы;
-
собеседования на научные, методические и педагогические темы;
-
экскурсии в музеи, выставочные залы и т.д.;
-
коллективная работа учителей над едиными педагогическими темами;
-
взаимное посещение учителями уроков, внеклассных мероприятий, взаимный просмотр тетрадей учащихся, классных журналов.
-
Ко второй группе относятся те виды, которые подразумевают чье-нибудь руководство (опытного педагога или группы педагогов, руководителя МО и т.д.):
-
составление рекомендательных списков литературы, аннотации;
-
доклады, лекции на научные или методические темы;
-
педагогические консультации;
-
методические семинары;
-
школьные «педагогические чтения»;
-
начно-практические конференции;
-
совместное составление и обсуждение различных планов внеклассной работы (викторин, олимпиад, школьных вечеров и т.д.).
-
К третьей группе относятся те, которые подразумевают своего рода экспертную оценку деятельности педагогов:
-
творческие отчеты учителей;
-
открытые уроки;
-
педагогические выставки, отражающие опыт работы учителей, школы.
Деление форм методической работы на три группы довольно условно, т.к. ряд коллективных форм в определенной ситуации может стать групповым и наоборот.
Итак, коллективные формы:
-
семинар;
-
конференция;
-
педагогические чтения;
-
педагогический совет;
-
панорама методических идей;
-
методический марафон;
-
методический аукцион;
-
педагогическая ярмарка;
-
открытый урок;
-
круглый стол;
-
тренинг;
-
день открытых дверей;
-
мастер-класс и др.
Групповые:
-
диспут;
-
дискуссия;
-
дебаты;
-
аквариум;
-
методический совет;
-
творческая группа;
-
совет наставников;
-
педагогический консилиум;
-
педагогический клуб;
-
методический инструктаж;
-
методические объединения и др.
Индивидуальные:
-
собеседование;
-
консультация;
-
самообразование;
-
курсовая подготовка;
-
авторская работа;
-
творческий портрет;
-
презентация;
-
творческий отчет;
-
наставничество;
-
мастер-класс и др.
Одной из ведущих проблем организации методической работы в учреждениях образования является работа с молодыми специалистами.
Здесь несколько причин:
-
формализм в деятельности, как организаторов, так и исполнителей данного направления работы;
-
слабое взаимопонимание между субъектами методического взаимодействия;
-
недостаточная адаптивность диагностических методик и материалов к работе с данной категорией педагогов.
В данное направление необходимо, прежде всего, уделять первоочередное значение диагностике с целью выявления затруднений и потребностей молодых специалистов.
Необходимо также остановиться на формах повышения квалификации, как одном из направлений методической работы. Традиционно выделяют три формы повышения квалификации:
-
базовое повышение квалификации;
-
работа в межкурсовой период;
-
самообразование
Самообразование – наиболее эффективная форма повышения квалификации, т.к. позволяет педагогу самому определиться в выборе темы, направлениях деятельности.
В контексте методической темы всего общеобразовательного учреждения педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности, которая вытекает из их профессиональных интересов. Однако, написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий проблемы и стремящийся к профессиональному росту.
Одна их самых распространенных форм коллективной методической работы – учебно-методические объединения. Заседание МО, как правило, проводятся один раз в четверть. Однако, деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, обзоры методической литературы), так и практическую (посещение открытых мероприятий и др.). Как итог работы МО может быть методическая продукция для классных руководителей. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль и др. В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступления педагогов с обменом опыта и т.д.
Направлениями работы МО могут быть следующие:
-
изучение вопросов организации воспитательного процесса;
-
ознакомление с новыми положениями, документами и т.д.;
-
углубленное изучение методики проведения внеклассных мероприятий;
-
изучение положений дидактики, теории воспитания;
-
изучение возрастной и педагогической психологии;
-
систематическое изучение уровня воспитанности учащихся;
-
совместная работа классного руководителя и учителей-предметников, и др.
Формами занятий МО могут быть следующие:
-
теоретический семинар;
-
семинар-практикум;
-
диспуты, дискуссии;
-
«деловые» игры, ролевые игры;
-
лектории ученых, психологов, социологов, врачей и т.д.;
-
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки и др.;
-
обсуждение открытых мероприятий;
-
обсуждение результатов тестирования, анкетирования и др.
-
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
-
обсуждение передового педагогического опыта;
-
конкурсы;
-
педагогические чтения и др.
Планирование методической работы - это составной элемент общей системы управления деятельностью учебного заведения.
План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ какой-либо программы.
Планирование – это разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Различают: директивное планирование – жесткая централизация, распределение заданий, которые должны неукоснительно выполняться;
рекомендательное – система регулирования образования на основе комплексных программ развития.
Планирование – это совокупность таких действий как исследование, аналитика и др. с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей.
Разрабатывая план, для начала следует ответить на вопросы:
- Что мы планируем?
- Для чего мы планируем?
- Какой результат мы хотим получить?
Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Оно требует аналитического мышления.
Каковы же критерии хорошего плана?
-
План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.
-
Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.
-
Предполагаемые результаты должны быть четко определены.
-
Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.
-
План должен определять четкие сроки для каждой фазы.
-
Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.
Какова же последовательность планирования?
-
Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды (слабые и сильные стороны системы учреждения образования, возможности среды и т.д.).
-
Формулировка целей и задач.
-
Определение средств достижения целей.
-
Определение и взвешивание возможностей.
-
Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
-
Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
-
Разбитие средств на конкретные работы по срокам.
-
Контроль.
Причины, благодаря которым план изначально подвержен «провалу»:
-
Бесконечные модификации плана.
-
Бесконечные задержки.
-
Нереальность составленного плана с самого начала.
-
Ненужность плана (т.е. план, который вначале имел какие-то цели и смысл, оказывается впоследствии неактуальным).
-
«Скопление задач» (по мере продвижения планирования возникает слишком много дополнительных задач. Накопление идет все больше и больше, пока план не проваливается, становясь нереальным.).
-
План, по мере своей разработки, постепенно отходит от своей цели и, в конце концов, уже не решает поставленных задач.