Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как организовать эффективную методическую работу?

Дата: 29 января в 09:23

Как организовать эффективную методическую работу?

Процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения у воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, прежде всего, нужно помнить, что она формируется личностью самого педагога. А для этого нужно действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на места, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива.

Методическая работа – комплекс мер и мероприятий, направленных на функционирование и развитие субъектов методической деятельности.

По содержанию методическая работа включает следующие составляющие:

  • научно-методическую;

  • учебно-методическую;

  • организационно-методическую.

Таким образом, понятие «методическая деятельность» более широкое, чем «методическая работа», т.к. включает кроме целей и задач, субъектов и направлений деятельности, также процессы, условия, средства.

Определить цели и задачи методической работы – значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.

Целью деятельности любого методического формирования является создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы. Также целями методической работы могут быть: 

  • освоить наиболее рациональные методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

  • повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагога по организации и ведению УВР;

  • организовать обмен опытом между членами педколлектива;

  • выявить и пропагандировать актуальный педагогический опыт;

  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогических кадров;

  • развивать коллективную творческо-поисковую педагогическую деятельность учителей школы;

  • включать учителей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самообразования.

При постановке задач необходимо учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания учащихся, педагогической науки, передовому педагогическому опыту. Необходимо помнить, что задачи формулируются лишь после:

a) проведения анализа деятельности за прошлый год (или за некоторый период времени);

b) диагностики запросов и потребностей субъектов методической деятельности (педагогов);

c) выявления общих для всех субъектов методической деятельности проблем.

Каковы же виды методической деятельности? Они подразделяются на три большие группы:

  1. Первая группа характеризуется массовым участием педагогов в методической работе, которой никто не руководит, и она может восприниматься как самообразование:

  • самостоятельное чтение и коллективное обсуждение методической литературы;

  • реферирование книг, пособий, статей;

  • обзоры научной, методической, педагогической литературы;

  • собеседования на научные, методические и педагогические темы;

  • экскурсии в музеи, выставочные залы и т.д.;

  • коллективная работа учителей над едиными педагогическими темами;

  • взаимное посещение учителями уроков, внеклассных мероприятий, взаимный просмотр тетрадей учащихся, классных журналов.

  1. Ко второй группе относятся те виды, которые подразумевают чье-нибудь руководство (опытного педагога или группы педагогов, руководителя МО и т.д.):

  • составление рекомендательных списков литературы, аннотации;

  • доклады, лекции на научные или методические темы;

  • педагогические консультации;

  • методические семинары;

  • школьные «педагогические чтения»;

  • начно-практические конференции;

  • совместное составление и обсуждение различных планов внеклассной работы (викторин, олимпиад, школьных вечеров и т.д.).

  1. К третьей группе относятся те, которые подразумевают своего рода экспертную оценку деятельности педагогов:

  • творческие отчеты учителей;

  • открытые уроки;

  • педагогические выставки, отражающие опыт работы учителей, школы.

Деление форм методической работы на три группы довольно условно, т.к. ряд коллективных форм в определенной ситуации может стать групповым и наоборот.

Итак, коллективные формы:

  • семинар;

  • конференция;

  • педагогические чтения;

  • педагогический совет;

  • панорама методических идей;

  • методический марафон;

  • методический аукцион;

  • педагогическая ярмарка;

  • открытый урок;

  • круглый стол;

  • тренинг;

  • день открытых дверей;

  • мастер-класс и др.

Групповые:

  • диспут;

  • дискуссия;

  • дебаты;

  • аквариум;

  • методический совет;

  • творческая группа;

  • совет наставников;

  • педагогический консилиум;

  • педагогический клуб;

  • методический инструктаж;

  • методические объединения и др.

Индивидуальные:

  • собеседование;

  • консультация;

  • самообразование;

  • курсовая подготовка;

  • авторская работа;

  • творческий портрет;

  • презентация;

  • творческий отчет;

  • наставничество;

  • мастер-класс и др.

Одной из ведущих проблем организации методической работы в учреждениях образования является работа с молодыми специалистами.

Здесь несколько причин:

  • формализм в деятельности, как организаторов, так и исполнителей данного направления работы;

  • слабое взаимопонимание между субъектами методического взаимодействия;

  • недостаточная адаптивность диагностических методик и материалов к работе с данной категорией педагогов.

В данное направление необходимо, прежде всего, уделять первоочередное значение диагностике с целью выявления затруднений и потребностей молодых специалистов.

Необходимо также остановиться на формах повышения квалификации, как одном из направлений методической работы. Традиционно выделяют три формы повышения квалификации:

  • базовое повышение квалификации;

  • работа в межкурсовой период;

  • самообразование

Самообразование – наиболее эффективная форма повышения квалификации, т.к. позволяет педагогу самому определиться в выборе темы, направлениях деятельности.

В контексте методической темы всего общеобразовательного учреждения педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности, которая вытекает из их профессиональных интересов. Однако, написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий проблемы и стремящийся к профессиональному росту.

Одна их самых распространенных форм коллективной методической работы – учебно-методические объединения. Заседание МО, как правило, проводятся один раз в четверть. Однако, деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, обзоры методической литературы), так и практическую (посещение открытых мероприятий и др.). Как итог работы МО может быть методическая продукция для классных руководителей. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль и др. В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступления педагогов с обменом опыта и т.д.

Направлениями работы МО могут быть следующие:

  • изучение вопросов организации воспитательного процесса;

  • ознакомление с новыми положениями, документами и т.д.;

  • углубленное изучение методики проведения внеклассных мероприятий;

  • изучение положений дидактики, теории воспитания;

  • изучение возрастной и педагогической психологии;

  • систематическое изучение уровня воспитанности учащихся;

  • совместная работа классного руководителя и учителей-предметников, и др.

Формами занятий МО могут быть следующие:

  • теоретический семинар;

  • семинар-практикум;

  • диспуты, дискуссии;

  • «деловые» игры, ролевые игры;

  • лектории ученых, психологов, социологов, врачей и т.д.;

  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки и др.;

  • обсуждение открытых мероприятий;

  • обсуждение результатов тестирования, анкетирования и др.

  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

  • обсуждение передового педагогического опыта;

  • конкурсы;

  • педагогические чтения и др.

Планирование методической работы - это составной элемент общей системы управления деятельностью учебного заведения.

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ какой-либо программы.

Планирование – это разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Различают: директивное планирование – жесткая централизация, распределение заданий, которые должны неукоснительно выполняться;

рекомендательное – система регулирования образования на основе комплексных программ развития.

Планирование – это совокупность таких действий как исследование, аналитика и др. с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей.

Разрабатывая план, для начала следует ответить на вопросы:

- Что мы планируем?

- Для чего мы планируем?

- Какой результат мы хотим получить?

Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Оно требует аналитического мышления.

Каковы же критерии хорошего плана?

  1. План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.

  2. Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.

  3. Предполагаемые результаты должны быть четко определены.

  4. Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.

  5. План должен определять четкие сроки для каждой фазы.

  6. Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.

Какова же последовательность планирования?

  1. Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды (слабые и сильные стороны системы учреждения образования, возможности среды и т.д.).

  2. Формулировка целей и задач.

  3. Определение средств достижения целей.

  4. Определение и взвешивание возможностей.

  5. Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.

  6. Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.

  7. Разбитие средств на конкретные работы по срокам.

  8. Контроль.

Причины, благодаря которым план изначально подвержен «провалу»:

  1. Бесконечные модификации плана.

  2. Бесконечные задержки.

  3. Нереальность составленного плана с самого начала.

  4. Ненужность плана (т.е. план, который вначале имел какие-то цели и смысл, оказывается впоследствии неактуальным).

  5. «Скопление задач» (по мере продвижения планирования возникает слишком много дополнительных задач. Накопление идет все больше и больше, пока план не проваливается, становясь нереальным.).

  6. План, по мере своей разработки, постепенно отходит от своей цели и, в конце концов, уже не решает поставленных задач.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.